© Игорь Юров, врач-психотерапевт

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ САМИМ СОБОЙ

НЕ РЕБЕНОК ЖЕ «ПРОКАЖЕН»!
(Ежемесячник "Так живем", №2 (143), апрель-май, 2015)


Позвольте ребенку пережить ситуацию и разобраться в ней самому. Оставьте его в покое. Не делайте за него то, что он не просит делать, не оставляйте его без внимания тогда, когда он выражает потребность во внимании. Кроме понимающей и любящей матери ему ничего не нужно. Все свои детские проблемы он по-своему, по-детски решит сам. Дома будьте для него доброй и искренней матерью, а в школе он сам определит, как ему себя вести и как к кому относиться.


Вопрос: "У меня растет сын, ему исполнилось 12 лет. Проблема в том, что у него не складываются отношения в коллективе. Он стесняется при общении, присутствует некоторая зажатость, неуверенность, как будто чего-то боится. Мы даже к психиатру ходили, но она сказала, что он хороший нормальный ребенок и что дети сейчас в принципе все злые и жестокие, но если я рядом, то он более уверенный. Я начала действовать, ходили на тренинги психологические, ходили к психологу индивидуально, результат - ребенок остался с той же проблемой. Мы решили поменять школу - думали сменим коллектив, никто его там не знает, начнем все с чистого листа. В новую школу ребенок пошел с радостью, ни на кого не жаловался, говорил, что дети тут лучше. Но... через две недели пришел и говорит -"Мне кто-то налил в портфель воды и сказали, что теперь я заразный". Ситуация с моим ребенком становилась с каждым днем хуже - кто-то из одноклассников начал распространять информацию, по другим классам, что мой сын заразный и дружить с ним не надо. Я говорила с школьным психологом. Она сказала, что будет работать с моим ребенком, чтоб тот "выстоял". Ничего не изменилось, ситуация на мой взгляд ухудшается. Я в панике, потому что не знаю что делать - уйдя из одной школы, чтобы сделать лучше сыну, мы оказались в худшей ситуации. Я так устала, что уже начинаю не любить чужих детей, просыпается какое-то чувство ненависти к ним. За что травят моего ребенка, что в нем не так?"

Ответ И.Ю.::

Позвольте ребенку пережить ситуацию и разобраться в ней самому. Оставьте его в покое. Не делайте за него то, что он не просит делать, не оставляйте его без внимания тогда, когда он выражает потребность во внимании. Кроме понимающей и любящей матери ему ничего не нужно. Все свои детские проблемы он по-своему, по-детски решит сам. Дома будьте для него доброй и искренней матерью, а в школе он сам определит, как ему себя вести и как к кому относиться. Хотя отношения практически в любых детских коллективах далеки от идеала и включают в себя все - от эгоцентризма до детского садизма, все же не "заражайте" его дополнительно негативными эмоциями по отношению к другим ученикам, ведь объект для преследования ими выбирается не случайно. В эмоциональных реакциях и поведении вашего ребенка есть что-то такое, что навлекает всеобщую агрессию. Как правило, это обидчивость, слабость, зависимость, неразвитая самостоятельность, наряду с неявными, скрытыми в глубине души надменностью, высокомерием, неприязненным отношением к сверстникам. Вне дома ребенок чувствует себя уязвимым и начинает «защищаться» фантазиями о собственном превосходстве. Если присмотреться, он первый отчуждается от других детей, и те тут же начинают изгонять его из своего круга. Боюсь, что описанное вами отношение к ребенку в классе, пусть не напрямую, но косвенно все же вами и определяется. В самом деле, не ребенок же "прокажен"!


Вопрос: «Посоветуйте, пожалуйста, как помирить детей, научить их взаимоуважению и доверию? Старшему мальчику 4,5 года, младшей девочке 2 годика. Постоянно дерутся за игрушки, за все, что есть у одного и чего нет у другого. Младшая не дает старшему ни заниматься, ни играть. Понятно, что она еще очень маленькая и моих объяснений не понимает. Она не дает мне почитать ему книгу, вопит и свет выключает, а старший не хочет, чтобы ему кто-то, кроме мамы, книгу читал. Я в семье была единственным ребенком, и даже не представляю как можно их помирить?» 

Ответ И.Ю.:

В таких случаях обычно рекомендуют взять у друзей еще несколько детей на выходные или лучше - на недельку. Так, чтобы получилось «разбойников» пять-шесть – не меньше. А после того, как их заберут обратно, наслаждаться покоем и уютом в обществе своих двоих детей. Ну, в крайнем случае, - представьте себе, что вы это все проделали. Хотя в последнем случае эффект будет уже не тот.  


Вопрос: «Моей дочери 11 месяцев, когда ей что-то не нравится, или не разрешают делать, что она хочет, например, выползать в прихожую, она сразу душераздерающе кричит, я ей объясняю, что нельзя, но через пару попыток объяснить спокойно, я начинаю кричать на ребенка. Подскажите пожалуйста, как справиться с этой проблемой мне, и как научиться объяснять ребенку, чтобы не травмировать психику?» 

Ответ И.Ю.:

Она фактически копирует ваш собственный крик. Ребенку вполне можно воспрепятствовать без использования таких грубых сигналов. Причем здесь «нарушение психики малышки»? Ведь даже щенка поначалу просто подносят носом к блюдцу, снимают с дивана, предлагают влезть в ошейник без команд, угроз или поощрений. Хозяева не выходят из себя, а умиляются, если он продолжает делать по своему, в крайнем случае легонько шлепают. Пожалуйста, не требуйте от 11-месячного ребенка контроля хотя бы над теми реакциями, которые не контролируете сами, например, над криком. Надеюсь, что поставить вам это в упрек - не будет обидным, раз уж вы заявляете «душераздирающий крик» в качестве проблемы своей малышки. 


Вопрос: «Помогите, пожалуйста, справиться с проблемой в школе. У меня 3 детей. Младшие - двойняшки - мальчик и девочка 7 лет. Только закончили 1 класс. В школу шли с желанием, а теперь дальше учиться вообще не хотят. Девочка ещё ничего, а вот мальчик в школе ведет себя безобразно, по словам учителя, может встать походить по классу, чем-нибудь постучать, сказать что-нибудь громко, обозвать кого-то, не делать классную работу. При всём этом, по словам той же учительницы, интеллект у него развит очень хорошо. Школьную программу за месяц он быстрее освоил, чем не пропускающая занятия сестра. И она же настаивает, что ребенок гиперактивный. Дома ведет себя нормально, уроки делает быстро, за 40 минут. Я по их предложению водила ребенка по врачам. Невролог назначил проверку сосудов головного мозга и выписала  сосудорасширяющие таблетки. Психоневролог, задав кучу вопросов, на которые он правильно ответил, отказалась нам в карточку вообще что-либо писать и сказала, что его надо, наоборот, расшевелить, а не тормозить, как предлагал наш учитель в характеристике. Мы ходили ещё и в музыкальную школу, там в группе занимается 16 человек, учитель его только хвалит и ребенку самому очень нравиться туда ходить. Он очень любит читать книги и дома, и в библиотеке иногда сидит. Разве гиперактивный ребенок сможет просидеть за книгой 30-40 минут? Что мне делать в такой ситуации – может перевести его в другой класс, или другую школу?» 

Ответ И.Ю.:

Вы же сами видите, что ребенок нормальный. И соответственно, сами должны понимать, что школьному учителю может быть просто удобнее, чтобы ученики в классе сидели тише воды, ниже травы. Поставьте себя на место учителя – нужно быть особенным, одаренным преподавателем, чтобы позволять каждому ученику проявлять  свои индивидуальные наклонности без всяких ограничений. Социум всегда ограничивает наши возможности и потребности - вы же знаете. И школьная жизнь для ребенка – это первое столкновение с требованиями социума. Поэтому в школе ситуация просто не может быть другой. Соответственно, ваша задача - смягчить, амортизировать это столкновение, чтобы оно не было слишком болезненным. В остальном вы все оцениваете правильно, мне не в чем вас поправлять. Заключения врачей всегда сравнивайте с тем, что вы видите своими глазами, что подсказывает вам ваше материнское чувство и личный опыт. 


Вопрос: «У меня проблемы в отношениях с сыном. Ему 17 лет. Два года назад начал интересоваться музыкой, хочет стать известным диджеем. В настоящее время пытается играть в ночном клубе, учебу совершенно забросил, разговаривать с ним становиться все труднее. Заработал, в его понимании, первые немаленькие деньги и считает, что учиться ему ни к чему. Я пробовала убедить его, что он не прав, все без толку. В последнее время почти все разговоры заканчиваются скандалами, пугает меня, что уйдет из дома и я его больше не увижу. Я в растерянности, не знаю как мне быть». 

Ответ И.Ю.:

Первое – вспомните себя в 17 лет. Что у вас на душе? Второе – представьте, что кто-то пытается  убедить вас в неправоте, при том, что вы в ней уверены. Будет от этого толк? Третье – что плохого в том, что он заработал деньги? Если бы он транжирил ваши, как это делают многие подростки, при этом «благополучно» числясь вузах, или приобретал деньги криминальным путем – разве было бы лучше? Четвертое – «он считает, что учиться ни к чему» - а чему бы вам хотелось, чтобы он учился? Помогите ему в профессиональном музыкальном образовании или образовании в сфере шоу-бизнеса — вряд ли он от этого откажется. Пятое – «разговаривать с человеком становится все труднее» обычно тогда, когда предмет разговора не интересен собеседнику. Скорее всего, что ваш сын не хочет не разговаривать с вами, а выслушивать  наставления. Шестое – вспомните, наверняка, кого-то по наследственной линии уже если и не был «диджеем», то, по крайней мере, стремился к подобному образу жизни, целям, идеалам и ценностям. Если ничего не вспоминается — значит, наоборот, имели место прямо противоположные – непримиримо ортодоксальные, ханжеские, запретительные установки, против которых ваш сын теперь и протестует. Наконец, седьмое – скажите, а в принципе, у вас, что, плохой сын? Не надо стараться, чтобы он стал еще лучше, помогите ему стать самим собой. Да - самим собой, а не тем, кем вы хотите, чтобы он был.

2017  Сайт врача-психотерапевта Игоря Юрова  © 
top Яндекс.Метрика